Газопроводная система «Южный поток», которая должна была стать альтернативой транзиту через Украину, подорожала почти на 45% — до 40 млрд евро. Причины роста «Газпром» не объясняет.
Стоимость морского участка газопровода «Южный поток» составит 14 млрд евро, стоимость сухопутного участка на территории Европы — 9,5 млрд евро, заявил первый заместитель начальника финансово-экономического департамента «Газпрома» Александр Иванников (его слова передал «Интерфакс»). Ранее морская часть оценивалась в 10 млрд евро, а сухопутная — в 6,6 млрд евро. Таким образом, газопровод подорожал на 41,6%. Почему — менеджер «Газпрома» не объясняет. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».
Проект «Южный поток» стал дорожать еще в декабре прошлого года. Тогда «Газпром» сообщил, что стоимость строительства газотранспортной системы «Южный газовый коридор» в России для подачи газа в «Южный поток» увеличилась на 45% до 738,54 млрд руб. (16,4 млрд евро по курсу на декабрь 2013 г.). Летом начала расти стоимость европейской части: в июле «Газпром» объявил, что стоимость строительства сербского участка составит 2,1 млрд евро, хотя изначально его цена была 1,7 млрд евро.
Теперь общая стоимость «Южного потока» с учетом российской части увеличилась примерно на 45% почти до 40 млрд евро, или $50,5 млрд. Это сопоставимо с EBITDA «Газпрома» в 2013 г. ($55 млрд) и вдвое дороже первой очереди газопровода «Сила Сибири» для поставок газа в Китай от Чаяндинского месторождения в Якутии до Благовещенска.
Подорожания морской части, которую «Газпром» строит совместно с Eni, Wintershall и EDF, не ожидалось. Еще в сентябре источник «Ведомостей», близкий к «Газпрому», утверждал, что смету морского участка удастся сохранить на начальном уровне. «Южный поток» будет состоять из четырех ниток общей мощностью 63 млрд куб. м в год. В марте контракт на прокладку первой нитки был заключен с итальянской компанией Saipem. Цена контракта — 2 млрд евро, сообщал «Газпром». В апреле был заключен контракт со швейцарской Allseas Group на прокладку второй нитки, но цена этого контракта уже не раскрывалась. «Бюджет строительства первых двух ниток составит 6 млрд евро», — сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на источники.
Источник «Интерфакса» подтверждает, что морской участок «Южного потока», как и прежде, планируется строить на 70% за счет проектного финансирования. Но если ранее его предполагалось привлечь до конца 2014 г., то теперь — в I квартале 2015 г. Для этого, как и прежде, планируется использовать гарантии экспортных кредитных агентств: стран — поставщиков и подрядчиков. В частности, «Газпром» хочет привлечь гарантии российского ЭСКАР, пишет «Интерфакс».
Иванников отметил, что европейские рынки капитала для «Газпрома» сейчас ограничены. Он напомнил, что «Газпром» планировал выйти «на наши традиционные рынки с еврооблигациями», но затем было решено занимать в рублях и в Азии (см. врез). «У нас совершенно развязаны руки на азиатском рынке, и в ближайшие годы мы будем заниматься выстраиванием инфраструктуры в этом направлении. Я думаю, что в конце этого или начале следующего года мы можем сделать пилотную сделку с китайскими банками», — сказал он.
Иванников также сообщил, что вопрос предоставления аванса со стороны китайской CNPC по-прежнему актуален. «Вопрос с авансом не закрыт. Сейчас вопрос с китайскими партнерами в том, кто возьмет на себя эту долговую нагрузку», — сказал он. «Если взять текущий долг [»Газпрома«] в $50 млрд и добавить $25 млрд (стоимость строительства газопровода “Сила Сибири” для поставок в Китай), то отношение долг/EBITDA будет 75/55 (1,4. — “Ведомости”). Это не много для общества, но мы всегда аккуратно задумывались об этом параметре. Мы не хотим отпускать его выше единицы. Как и наши китайские партнеры. Поэтому мы хотели бы, чтобы это был аванс, а не кредит», — заметил топ-менеджер.
При прежней стоимости «Южного потока» и предусмотренной тогда доле проектного финансирования ежегодные собственные затраты «Газпрома» должны были составить $2,2 млрд, теперь — $3 млрд, а с учетом еще и «Силы Сибири» без китайского аванса не обойтись, считает портфельный управляющий ИК «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев.
|